Контакты
 
Подробнее
Masters — частный образовательный проект с лекциями по истории изобразительного искусства, кино, литературе, декоративно-прикладному искусству
Санкт-Петербург, Барочная улица, дом 4 А
(школа masters на Левашовском хлебозаводе)
8 (812) 912 93 93
Москва
8 (925) 512 12 16

Древнерусское искусство

Лектор
Анастасия Лихенко

Научный сотрудник отдела Древнерусского искусства Третьяковской галереи.

В рамках лекционной программы мы поговорим об эволюции древнерусского искусства и его взаимосвязях с культурой и искусством Византии. 
Уникальная особенность авторского курса Анастасии Лихенко — занятия в экспозиции Третьяковской галереи, коллекция иконописи которой отбиралась таким образом, чтобы продемонстрировать все главные шедевры русской средневековой живописи. 
В рамках последней лекции Анастасия расскажет о судьбе древнерусского искусства в России, а также принципах его хранения и реставрации.

Место: школа masters, Малый Патриарший пер., 5, стр. 1, Москва

Посещение отдельных лекций в рамках данного курса не предусмотрено.

План программы
16 ноября

Лекция «Преобразуя язык Античности. Раннехристианское искусство».
Задумывались ли вы, что Иисус Христос — античный человек, родившийся в Римской империи во времена правления Октавиана Августа? Значит, и первые христиане — тоже носители античной традиции? Лекция о корнях раннехристианского искусства в его античном контексте. 

23 ноября

Лекция «Рождение Средневековья. Язык архитектуры и искусства ранней Византии».
Когда заканчивается Античность и начинаются Средние века? Как проследить эту трансформацию? Лекция о ранневизантийских памятниках, заложивших фундамент новых эстетических принципов. 

30 ноября

Лекция «От Юстиниана до Палеологов: трансформации искусства Византии VI-XIV веков».
В рамках лекции мы познакомимся с основными хронологическими периодами истории византийского искусства и архитектуры, культурными процессами, важнейшими памятниками и персоналиями, без которых восприятие древнерусского искусства может оказаться не столь полным. 

7 декабря

Лекция «Византия и Русь. Домонгольская архитектура и искусство».
Знание, что с крещением Руси князем Владимиром в эти земли пришли славянская письменность и художественные традиции, находится глубоко в нашем подсознании. Но в чем именно это проявляется? Возможно ли найти эти проявления сейчас? Что именно было заимствовано из Византии, а что — трансформировано на свой лад?

14 декабря

Экскурсия «Древнерусское искусство XII – XIV веков: от Византии к собственному художественному языку»
В экспозиции Третьяковской галереи собраны ключевые шедевры древнерусского искусства, демонстрирующие весь спектр его развития. Во время беседы на экспозиции мы обсудим, как именно протекал этот исторический путь.

21 декабря

Лекция «Философ зело искусный». 
В XIV веке византийские мастера вновь вступают в активный художественный диалог с Русью. Именно в это насыщенное богословскими спорами время одной из самых значимых фигур для русского искусства становится Феофан Грек. На лекции мы поговорим о нём и о так называемой «второй встрече с Византией».

18 января

Экскурсия «Андрей Рублёв и московское искусство конца XIV и первой половины XV века» (в экспозиции Третьяковской галереи).
Уже в XV веке Андрей Рублёв в XV веке стал восприниматься как важнейшая фигура для русского искусства. Иосиф Волоцкий охотился за написанными им иконами, а Стоглавый Собор окончательно утвердил его в роли образцового иконописца. Каждая эпоха находила в нём что-то своё, о его живописи спорили искусствоведы, а о биографии — историки. На лекции мы поговорим о многовековой истории изучения иконописи Андрея Рублёва и его круга.

25 января

Экскурсия «Живописец пресловущий паче всех» (в экспозиции Третьяковской галереи).
Если Андрей Рублёв заложил основы московского искусства XV века, то Дионисий — иконописец, который подытожил его. При этом живопись, связанная с его мастерской, разработанные в ней приёмы и даже иконография заложили фундамент для искусства XVI века — принципиально новой эпохе Позднего Средневековья.

1 февраля

Лекция «Архитектура Москвы XIV-XV веков. Основные архитектурные мотивы и их источники».
Архитектура, как говорят многие теоретики, является главным видом искусства. Она формирует и оформляет пространство, она вмещает в себя все прочие виды искусства. На лекции мы поговорим об особенностях Московской архитектуры XIV и XV веков, о её языке и истоках. 

8 февраля

Лекция «Архитектура XVI-XVII веков. В поисках новых форм». 
Архитектура XVI и XVII веков, то есть Позднего Средневековья, вобрала в себя традиции и узнаваемые черты самых разных региональных традиций древнерусского зодчества. Однако время шло вперёд, мир и культура принципиально изменились, а, значит, и архитектура искала новые формы и новый язык, переплетая традиции и новации. Как именно это происходило? Узнаем на лекции. 

15 февраля

Экскурсия «Бунташный век. Искусство XVII века. Царские изографы» (в экспозиции Третьяковской галереи). 
XVII век — эпоха бурных и стремительных перемен. Время, подготовившее петровские реформы и осуществившая переход от Средневековья к Новому времени. Особенную роль в развитии искусства этого времени сыграли царские мастера, служившие в Оружейной палате под началом знаменитого Симона Ушакова. О том, как художественные открытия одной мастерской преобразили всю историю русского искусства XVII века, поговорим в рамках занятия в экспозиции Третьяковской галереи. 

22 февраля

Лекция «Пути древнерусского искусства. Как жила и воспринималась древнерусская культура после петровских реформ».
В древности не существовало современных реставрационных технологий, которые позволили бы сохранять средневековую живопись в первоначальном состоянии. Потемневшие иконы регулярно поновлялись, то есть записывались поверх первоначальной живописи, а оценить их художественные достоинства специалисты и художники смогли лишь во второй половине XIX века, когда начались первые реставрационные эксперименты и опыты раскрытия древних икон из-под записей. Какой путь прошла древнерусская иконопись от главного вида искусства в Средние века до подчинения светским стилям и нового открытия? Узнаем на последней лекции цикла.